1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Блеск и нищета Ленинградской области

Есть такое понятие «социальный капитал», являющийся чрезвычайно важным ресурсом государственной власти.

Этот капитал измеряется степенью доверия к власти людей: трудящихся, занятых в различных секторах экономики, пенсионеров, всех категорий населения. Нарабатывается такой капитал долго и трудно за счет совершения последовательных действий по улучшению экономического положения людей, усиления социальных гарантий, предсказуемости властных решений, исполнения обещаний. А сжигается этот капитал очень быстро. И ситуация, складывающаяся в последнее время в Ленинградской области, хорошо иллюстрирует это.

Экономический кризис, который начался в конце 2014 года, в течение следующего года в Ленинградской области протекал сравнительно мягко. В частности, в апреле 2015-го уровень зарегистрированной безработицы в 47-м регионе составил 0,46 процента. Это был самый низкий показатель по Северо-Западному федеральному округу.

Областные власти еще в докризисном 2012 году разработали программу «Социальные объекты в обмен на налоги». С этого момента до 70 процентов налогов, уплаченных застройщиками в бюджет региона, идет на выкуп возведенных ими социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник, библиотек. В итоге многие строительные компании перерегистрировали свои подразделения в области, покинув Санкт-Петербург, и в прошлом году, например, объем налоговых поступлений от строителей в бюджет Ленинградской области составил 1,8 миллиарда рублей. В то время как до 2012 года налоги от застройщиков равнялись примерно 200 миллионам рублей в год. Сейчас подписано 17 соглашений по программе, планируется построить 44 детских сада и 15 школ (2 детских сада в Мурино и Новодевяткино уже построены и выкуплены). Всего на стадии строительства находится 5,7 миллиона квадратных метров жилья. Для области такие показатели весомы.

Ситуация вокруг продовольственного эмбарго подтвердила перспективность еще одного направления работы Александра Дрозденко: начиная с 2012 года в области действует программа поддержки фермеров. За это время 377 миллионов рублей выдали 143 хозяйствам: 99 миллионов - начинающим фермерам и 278 миллионов - семейным фермам.

По данным первого заместителя председателя правительства Ленинградской области Романа Маркова, опубликованным в газете «Деловой Петербург» 27 января 2016 года, профицит регионального бюджета составил 11 миллиардов рублей:

«Исходя из сегодняшних реалий причин для секвестирования бюджета нет. Когда ситуация неустойчива, важен взвешенный подход: консервативно оценивать доходы и учитывать по максимуму расходы. Именно так мы подходим к формированию бюджета и в итоге закончили 2015 год с профицитом 11 миллиардов рублей».

В этих условиях решение Александра Дрозденко идти на досрочные выборы губернатора наверняка было продиктовано тем, что и он, и его окружение считали социальную ситуацию в 47-м регионе вполне устойчивой.

На фоне экономических успехов в регионе достаточно позитивно развивалась политика социального партнерства. Ежегодно Ленинградская федерация профсоюзов, Союз работодателей и правительство Ленинградской области заключали Трехстороннее соглашение по широкому спектру вопросов в области социальной политики. Многие вопросы, связанные с размером заработной платы, установлением социальных гарантий, обсуждались с участием представителей Федерации профсоюзов. Это позволяло несколько лет заключать соглашения о минимальной заработной плате, при исчислении которой в нее не включались компенсационные и стимулирующие выплаты, что в итоге повышало уровень материальной обеспеченности работников. Во многом это было важное не только с экономической, но и с политической точки зрения достижение, являющееся примером для других российских регионов.

Решение профсоюзов поддержать на выборах действующего губернатора опиралось на трезвый анализ социально-экономической ситуации в регионе, положительную оценку действий исполнительной власти и опыт конструктивного взаимодействия в рамках трехсторонней комиссии. Все это сулило реальные перспективы продолжения взаимовыгодного сотрудничества профсоюзов, работодателей и власти в лице губернатора и его команды.

Казалось бы, новое-старое руководство должно точно следовать напутствию, высказанному президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на встрече в Сочи с кандидатом в губернаторы Ленинградской области Александром Дрозденко. По сообщению пресс-службы, президент РФ сказал: «Нужно напрямую работать с людьми, нужно до людей донести ваши планы по развитию области. Причем не формально, не только через средства массовой информации. Вы знаете, как это делать, вы человек опытный. В коллективах надо поработать, напрямую с гражданами встречаться».

Со стороны губернатора также звучали многообещающие заявления. Еще 20 ноября, выступая на торжественном концерте, посвященном 110-й годовщине создания профсоюзного центра в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Александр Дрозденко особо подчеркнул эффективность политики социального партнерства.

Однако выборы и праздники остались позади. Наступили суровые будни. Дальнейшие шаги региональной власти оказались диаметрально противоположны полученным предвыборным напутствиям и сделанным с высоких трибун заявлениям, а также порожденным всем этим социальным ожиданиям.

В начале декабря профсоюзы узнали, что губернатор области вышел с инициативой об изменении Закона «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области», подрывающей сложившуюся в регионе политику заработной платы. Принципиальным моментом в этом документе было то, что из текста закона исключалось равенство должностного оклада работников 1-го квалификационного уровня минимальной заработной плате, установленной региональным трехсторонним соглашением.

По сути, это влечет за собой ухудшение условий оплаты труда работников бюджетной сферы, особенно в ее гарантированной части. Данное решение полностью противоречит политике в сфере оплаты труда, проводимой Российской трехсторонней комиссией, в части увеличения гарантированного уровня зарплаты и повышения ее реального содержания.

Скандальность ситуации придало то, что документ не обсуждался на Ленинградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и принимался без учета мнения профсоюзов, хотя такая процедура предусмотрена ст. 35.1 Трудового кодекса РФ.

Иными словами, маски сброшены, можно более не церемониться. Фактически региональная власть дала понять, что губернатор в полном смысле хозяин своего слова: хочет - обещает социальные гарантии и совершенствование оплаты труда, хочет - забирает назад свои обещания.

Все попытки представителей профсоюзов провести обсуждение внесенных предложений, призывы отозвать поправки из Законодательного собрания не возымели успеха. Более того, первый заместитель председателя правительства ЛО Роман Марков на переговорах цинично предложил провести перепись «нищих», по его выражению, работников в Ленинградской области для оказания им поддержки. О том, что политика, проводимая правительством, будет увеличивать их число в разы, он, конечно, умолчал.

Действуя по всем правилам военного искусства, кавалерийским наскоком, 30 декабря 2015 года правительство региона приняло Постановление № 535, устанавливающее минимальную месячную оплату труда для работников бюджетной сферы с 1 января 2016 года в размере 9100 рублей с учетом всех выплат.

Это решение фактически позволяет установить работникам с 1-го по 6-й разряд одинаковую зарплату - по 9100 рублей.

На фоне таких событий нельзя не коснуться одной странной ситуации, возникшей в ходе попыток профсоюзов достучаться до депутатов Законодательного собрания Ленинградской области. Судя по всему, направленные каждому депутату письма с позицией Ленинградской федерации профсоюзов даже не были вскрыты и прочитаны большей их частью. Если это судьба не только данного послания, то возникает много вопросов относительно стиля и методов работы народных избранников. Но предварительное тестирование для всех кандидатов в депутаты на предмет умения читать и понимать письменные тексты (не говоря уже о том, чтобы на них адекватно реагировать) существующими правилами не предусмотрено, и поэтому мы имеем то, что имеем.

Так или иначе начало «блицкрига» по уничтожению существующей системы оплаты труда в Ленинградской области, видимо, было «стратегами» из регионального правительства признано успешным, и им следовало закрепить свой успех. Окончательная победа в наступлении на права работников бюджетных отраслей могла быть достигнута в случае зачистки переговорной площадки, где имелись профсоюзы, отстаивающие права учителей, врачей, других работников бюджетных учреждений и занимающие в силу этого крайне неудобную для власти позицию. Для устранения этого неуступчивого переговорщика был использован своеобразный троянский конь - рабочая группа по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области. Все это было призвано создать иллюзию диалога. Состав рабочей группы формировался весьма специфическим образом. Распоряжением губернатора, полученным руководством Ленинградской федерации профсоюзов 18 января 2016 года, предлагалась следующая «композиция»: от органов исполнительной власти - 7 человек, от объединения работодателей - 4 человека, от профсоюзов - 3 человека. Это нельзя рассматривать иначе, как демонстративное и циничное нарушение принципов социального партнерства, прежде всего принципа равного представительства сторон.

Заключительным аккордом этой «спецоперации» стал направленный 25 января 2016 года по почте (!) на подпись председателю Федерации профсоюзов текст регионального соглашения о минимальной заработной плате в Ленинградской области, келейно подписанный губернатором Александром Дрозденко и президентом регионального объединения работодателей Валерием Израйлитом.

Так и хочется спросить: те, кто предложил губернатору данную стратегию действий, слышали ли напутствие президента Путина? Понимают ли они, что социальный мир и стабильность в регионе определяются тем социальным капиталом, который сами же разрушают?

Однако антисоциальный «блицкриг» дал сбой. Федерация профсоюзов отказалась подписать соглашение, предложенное работодателями, формально сохранив действующее трехстороннее соглашение на 2015 год. Более того, профсоюзы начали работу по подготовке массовых акций протеста в области.

Все ссылки региональной власти на кризис вряд ли сработают. Как можно серьезно относиться к словам о том, что в других регионах экономическое положение еще хуже, а наши учителя и медики и так «заелись»? Деловое обсуждение решений в социально-трудовой сфере не должно подменяться общими замечаниями и лозунгами в стиле заштатных политработников времен застоя.

Власть должна понять, что социальная стабильность в обществе, социальный порядок в регионе во многом зависят от диалога с профессиональными союзами, от полноценной реализации принципов социального партнерства. Социальное партнерство - это не предвыборный лозунг, а трудный, но единственно верный путь согласования интересов всех участников социально-трудовых отношений.

Россия находится в непростой внешнеполитической и экономической ситуации. В канун столетия известных событий стоит ли повторять ошибки прошлого, создавая дополнительную социальную напряженность в регионе? Может быть, хватит уже наступать на одни и те грабли, раскачивать все ту же лодку, затевать излюбленную русскую национальную игру «стенка на стенку»? Именно неумение некоторых представителей власти вести диалог, принимать верные и своевременные решения привело в свое время Российскую империю к страшной катастрофе. Неужели в окружении губернатора Ленобласти среди дипломированных политологов и бывших политработников нет компетентных специалистов, способных исправить ошибочные решения?

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 

Другое мнение

 47-й регион отстаивает интересы бюджетников

На затянувшихся переговорах с профсоюзами по соглашению о размере минимальной заработной платы правительство Ленинградской области следует «майским указам» президента России.

«Минимум», который предлагают областные власти и поддерживает региональное объединение работодателей, должен составлять с 1 января 2016 года 9100 рублей, а с 1 октября 2016 года - 10 192 рубля. Подобное повышение уже заложено в бюджет и полностью соответствует «дорожной карте», согласованной 47-м регионом для выполнения Указа президента № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Со своей стороны профсоюзные лидеры, не предложив экономического обоснования, настаивают на том, что тариф 1-го разряда должен быть равен 10 221 рублю при сохранении формулировки «без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера». При этом представители профсоюзов не готовы признать, что их позиция приведет к необходимости полного пересмотра всей системы оплаты труда, с чем в свою очередь не согласны в областном правительстве.

Отсутствие прогресса в переговорах и четкое понимание социально-экономической ситуации в регионе привели к тому, что губернатор Ленинградской области, не дожидаясь подписания соглашения, был вынужден постановлением областного правительства установить, что оплата труда бюджетников с учетом всех выплат с 1 января 2016 года составляет не менее 9100 рублей, а с 1 сентября 2016 года - не менее 10 250 рублей.

Кроме того, в декабре прошлого года в региональное законодательство внесены изменения, предусматривающие, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Ленинградской области, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом правительство 47-го региона намерено не на митингах, а за столом переговоров продолжить согласование позиций по тексту соглашения о минимальной заработной плате между властью, работодателями и профсоюзами.

Сравним?

Размер минимальной заработной платы в Северо-Западном федеральном округе в 2016 году:

Мурманская область - 13 650 рублей

Санкт-Петербург - 11 700 рублей

Калининградская область - 10 000 рублей

Ленинградская область - 9100 рублей

Республика Карелия: 7213 рублей - для организаций бюджетной сферы северных районов (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, город Костомукша); 5796 рублей* - для организаций бюджетной сферы остальных районов; на уровне прожиточного минимума - для организаций внебюджетной сферы (для трудоспособного населения он составлял в III квартале 2015 года 12 776 рублей)

Республика Коми - 6500 рублей

Архангельская, Вологодская, Псковская области, Ненецкий автономный округ - 6204 рубля

Новгородская область - 6204 рубля - для организаций бюджетной сферы; на уровне прожиточного минимума - для организаций внебюджетной сферы (для трудоспособного населения он составлял в III квартале 2015 года 10 331 рубль).

* С 1 января 2016 года размер минимальной заработной платы 5965 рублей в РФ не применяется, так как установлен новый МРОТ - 6204 рубля.

Средняя заработная плата работников в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности в Ленинградской области

2014 год - 32 105 рублей

с января по сентябрь 2015 года - 33 364 рубля.

Рост составил от 2 до 10 процентов.

Информация предоставлена пресс-службой Губернатора и Правительства Ленинградской области.

Комсомольская правда