1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Хитрым придется раскошелиться. В Петербурге обсудили нюансы «теневой» занятости

Хотя петербуржцев, согласных на «черную» или «серую» зарплату, и становится меньше, проблема остается — каждый четвертый горожанин не прочь частично или полностью получать заработанное «в конверте». Или как минимум экономить на налогах. Иметь право на право

«Если хотите иметь право на соблюдение ваших трудовых прав, надо работать легально» — так выразил суть проблемы руководитель комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко, выступая на недавнем «круглом столе» в Доме журналиста. По словам эксперта, нынешняя ситуация на рынке труда сильно отличается от прежней. Напомним, что до 1991 года официально не трудоустроенный россиянин запросто получал статус тунеядца и вполне мог быть подверг­нут наказанию. «Сейчас примерно треть петербуржцев не имеют работодателя, а сам рынок труда постепенно превращается в рынок занятости, на котором используются самые разные ее формы, — отмечает Чернейко. — Самозанятость или платформенная занятость — уже обычное дело».

Соответственно, меняются и профильные «правила игры». И если раньше никаких вариантов, кроме работы по трудовому договору, практически не было, сейчас они есть — одних только самозанятых в городе сотни тысяч. Да и трудящихся «в серую» хватает: по данным одного из интернет-ресурсов, только 36 % петербуржцев категорически не готовы на работу с «серой» или «черной» зарплатой. Правда, трое из четверых, получающих заработок «в конверте», хотели бы перейти на «белую» оплату труда при условии, что сумма их заработка не уменьшится.

Какова логика тех, кто готов работать в «серой» зоне? Просто стоит им перейти на «белую», как государство перестанет выплачивать пособие по безработице. К тому же «серая» зарплата обычно выше с учетом удержаний, которые положены при «белой».

«Несмотря на то что сторонники «теневой» занятости по‑прежнему есть, постепенное «обеление» зарплат все же происходит, — утверждает заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Петербургу Владимир Полежаев. — Об этом свидетельствует и значительный рост платежей по НДФЛ, и увеличение количества работодателей, выплачивающих сотрудникам больше 40 тысяч руб­лей в месяц. Однако проблема сохраняется в том числе и потому, что сами работники зачастую не готовы сообщать, что им платят «в серую».

Подтверждает это и глава Государственной инспекции труда по Петербургу Игорь Беляев. Ведь воп­рос легального трудо­устройства и все связанное с ним для этого ведомства — тема наиважнейшая. Например, не так давно благодаря совместной проверке инспекции и прокуратуры Цент­рального района города в одной из строительных компаний работникам выплатили 34 миллиона руб­лей задержанной зарплаты.
Меняют статус

Одной из самых острых тем последнего времени, по оценке экспертов, стала проблема псевдосамозанятости в целом ряде отраслей петербургской экономики. Все потому, что ушлые работодатели быстро смекнули — нанимать самозанятых сотрудников гораздо выгоднее. Если за тех, кто работает по трудовому договору, помимо 13 % подоходного налога нужно выплачивать государству еще и солидные суммы в виде социального налога, то с самозанятыми все куда проще: отдал ему начисленную денежку, и он сам платит до 6 % налога на профессиональный доход. И, по желанию, сам же делает отчисления в социальный фонд. Или не делает… Но в конечном итоге теряют все. И в первую очередь сотрудник, так как о полагающихся ему при работе по трудовому договору социальных гарантиях речи уже не идет.

Владимир Полежаев рассказывает, что уже не редкость, когда на предприятии были заняты сто человек и вдруг остаются только десять. «Остальные вдруг превратились в «самозанятых», — отмечает он. — Но для нас очевидно, что это фактически подмена понятий, поскольку человек трудится абсолютно так же, как и раньше». И таких «самозанятых» сегодня можно встретить всюду. «Особенно эта форма работы сейчас распространена в системе охраны, общественного питания и в строительстве», — уверяет Игорь Беляев. Причем зачастую работодателей не пугает даже перспектива крупных штрафов. К примеру, за каждого незаконно трудящегося сотрудника-«невидимку» Государственная инспекция труда (ГИТ) может наложить штраф 100 тысяч рублей. Но практика показывает: по этой части грешат не только действующие в общепите «малыши», но и крупные предприятия. По словам Беляева, к примеру, при проверке одного из действующих на Северо-Западе страны охранных предприятий инспекторам ГИТ удалось легализовать… 4 тысячи работников с общим фондом заработной платы 200 млн руб­лей. По оценке ГИТ, в 2022 году без оформления трудового договора в Петербурге трудился каждый пятый, однако за последние два года число таких работников снизилось примерно на 8 %.

Увы, но инициатива работодателя по изменению статуса сотрудника нередко находит положительный отклик. Ведь чаще всего работник по своей воле соглашается и на уход от практики заключения трудового договора, и на возможность получения заработанного «в конверте» полностью или частично.
Сам себе хозяин

Эксперты уверены: «лекарство» от «теневой» занятости есть. Однако использовать его или нет — решает сам работник. «Если человек согласился на зарплату «в конверте», у работодателя сразу же появляется дополнительный рычаг давления на него, — считает начальник правового управления Ленинградской федерации профсоюзов, главный правовой инспектор труда ЛФП Георгий Кузнецов. — Ведь «теневая» занятость прежде всего подразумевает нарушение трудовых прав работника — надо больше говорить о том, каковы ее минусы».

Практика показывает, что на предприятиях, где работники объе­динены в профсоюз и находятся под защитой коллективных договоров, проблем с «теневой» занятостью, с несвоевременной или неполной выплатой зарплаты почти не возникает. «Да, там, где есть профсоюзная организация, таких проблем нет», — подтвердил Дмитрий Чернейко. Хотя бы потому, что в этом случае именно профсоюз контролирует соблюдение трудовых прав работников и выполнение условий коллективного договора. И отстаивать их, что нелишне напомнить еще раз, гораздо проще, если человек правильно и в полном соответствии с законом оформлен у себя на работе.

Что советуют делать для того, чтобы потом не бегать по судам в попытке получить честно заработанное? Прежде всего понять, каким образом вас хочет нанять работодатель. Увы, но сейчас риск подмены трудовых отношений гражданско-правовыми с использованием самозанятости, а также «чистой» самозанятостью, довольно высок. Для этого достаточно в деталях изучить договор с предприятием — уже в заголовке будет написано, каков он на самом деле. Если вы, понимая подвох, подписываете его, значит, сознательно идете на риск, поскольку в этом случае оспаривать какие‑то «грехи» работодателя будет куда сложнее, чем при наличии обычного трудового договора. И, сэкономив в малом здесь и сейчас, рискуете столкнуться с гораздо большими финансовыми потерями в будущем.
КСТАТИ

Государственная инспекция труда в Петербурге в 2022 году провела 85 проверок по оплате труда, по итогам которых задержанную зарплату получили 5474 работника на сумму 527,5 млн рублей. В Службу судебных приставов направили 475 решений о принудительном исполнении решений судов на сумму 15 миллионов. По итогам года с помощью предписаний гоструд­инспекций по всей стране были восстановлены права почти 818,5 тысячи человек.

Санкт-Петербургские ведомости