1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Профсоюзный вагон бежит, качается

В вагоноремонтных депо пытаются уничтожить первички

С лета этого года вагоноремонтные депо стали переходить от одного собственника, АО “ВРК-2”, к другому - ООО “НВК”. Новое руководство запугивает работников и заставляет их выходить из профсоюза. Одна первичка уже прекратила существование. В регионах уверены, что проблему можно решить только в Москве.

 

НОВЫЙ “СТАРЫЙ” ХОЗЯИН

В настоящее время в вагоноремонтном комплексе проводится реформирование. До этого имущественным комплексом владело АО “Вагонная ремонтная компания - 2” (АО “ВРК-2”). Теперь депо переходят к ООО “Новая вагоноремонтная компания” (ООО “НВК”. В некоторых регионах новый собственник начал нарушать права работников и пытается уничтожить профорганизации, которые решили этому противостоять.

- Реформа не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (за исключением руководителя организации, его заместителей и главбуха, отношения с которыми могут быть прекращены по решению нового собственника), - рассказывает Люция Новицкая, старший правовой инспектор профсоюза на Октябрьской железной дороге. Однако работников АО “ВРК-2” принуждают к увольнению “по собственному желанию” с целью их перевода к новому работодателю. Коллектив предупреждают о недопустимости увольнения в связи с выходом на пенсию, поскольку новое руководство не желает предоставлять льготы и гарантии по колдоговору. На Октябрьской железной дороге, говорит Люция Новицкая, под реформу подпали три юридических лица, где есть первичные профорганизации Роспрофжела. Первички не очень большие, меньше 500 человек. И одну уже потеряли - в вагоноремонтном депо “Санкт-Петербург Витебский”. Первички в депо “Волхов” и “Мурманск” тоже в опасности.

- Руководство ООО “НВК”, стремясь сократить расходы на социальные льготы, зарплату, другие гарантии и преференции для персонала, призывает работников выходить из профорганизации, чтобы ликвидировать возможность заключения нового колдоговора по инициативе профсоюза, - продолжает Новицкая. - Проводили консультации с новым руководством, наш дорпрофжел обращался и к “ВРК-2”, и к “НВК”, но к результату это не привело. Наблюдается массовый выход работников названных предприятий из первичек. И вследствие этого профсоюзу становится затруднительно контролировать происходящее в депо. По словам старшего правового инспектора, работников вагоноремонтного депо “Санкт-Петербург Витебский” переводили на новые места работы в июле этого года. При этом все попытки провести встречи с членами профсоюза, собрания и конференции пресекались администрацией депо. Первички больше нет.

- Людей запугали. Все хотят просто спокойно работать, получать заработную плату. А каким образом эта нормальная зарплата и хорошие условия труда получаются, многие не задумываются. Не думают, что все это результат колдоговора, которого без профсоюза просто не будет.

ПРОБЛЕМА ШИРИТСЯ

Две другие организации на Октябрьской железной дороге будут реформированы до конца года, там ситуация еще не ясна. Но аналогичные проблемы возникают на других железных дорогах. Так, летом уже состоялся перевод работников вагоноремонтных депо “Белово”, “Пермь”. Там тоже действовали путем увольнения и приема в новую организацию. Новые работодатели, что характерно, побуждали людей выходить из профсоюза. Как считает Новицкая, так пытаются устранить возможность заключения коллективного соглашения и сэкономить тем самым на социальных льготах и гарантиях. В упомянутых выше депо наблюдается массовый выход из первичек. Руководство препятствует организации встреч, собраний или конференций с членами профсоюза. “Расширяется административный информационный ресурс на дискредитацию работы профсоюза среди работников. Скрыто и в устном порядке, но очень жестко преследуются профсоюзный актив, члены выборных коллегиальных органов ППО вагонных депо. Не принимаются и преследуются попытки оформить удержание членских профсоюзных органов через бухгалтерии структурных подразделений ООО “НВК”. Действующий коллективный договор АО “ВРК-2” игнорируется и нарушается по многим пунктам. Дата подведения итогов выполнения коллективного договора за 1-е полугодие 2021 года не определена”, - подводит неутешительные итоги профсоюз.

- Несмотря на противодействие, нам все-таки удалось сохранить первичку в депо Перми, - рассказал Анатолий Гаращенко, председатель Дорпрофжела на Свердловской железной дороге. - Там не очень большая первичка, примерно 180 человек было. При переходе от одного собственника к другому часть членов профсоюза мы потеряли, около 30%. Но продолжаем работать над восстановлением численности. И это нелегко. Провели массу встреч, бесед. Но местное руководство заняло очень хитрую позицию - мол, если московское руководство распоряжение даст, то тогда все и наладится.

- В депо “Белово” ситуация весьма сложная, - говорит правовой инспектор труда Дорпрофжела на Западно-Сибирской железной дороге Елена Бучельникова. - Мы воссоздали там первичную профорганизацию, но в ней осталось буквально несколько человек, деятельность заморожена. Белово - город небольшой, и депо там - одно из градообразующих предприятий, несмотря на небольшую численность штата, около 250 человек. За работу люди держатся. И на них давили. Их запугали так, что они просят не раскрывать, что состоят в профсоюзе. Никакие беседы с руководством не помогли. Нам четко дали понять, что проблема не в них, это указание сверху. Никаких профсоюзов ни в каком виде быть не должно.

ОБРАТИЛИСЬ В ПРОКУРАТУРУ

А в вагонном депо “Комсомольск- на-Амуре” при начале перевода работников в ООО “НВК” профсоюз сумел грамотно построить информационно-разъяснительную работу. И после перевода в новую организацию 132 работника объединились, написали заявления о вступлении в профсоюз и создали первичку. Соответственно, направили директору протокол собрания и заявления о перечислении членских взносов. Однако директор стал вызывать работников на личные встречи, где требовал отказаться от создания профорганизации. В результате профсоюз обратился в прокуратуру за поддержкой.

- 17 августа была создана первичка на новом предприятии, рассказал Александр Наговицын, председатель Дорпрофжела на Дальневосточной железной дороге. - Однако до сих пор профсоюзные взносы не перечисляются. Руководитель предприятия стал говорить, что сомневается в написанных заявлениях, не верит, что они написаны добровольно. В общем, наотрез отказался признавать профорганизацию. При этом работников вызывали на беседы, запугивали. Угрожали, что они останутся без премий, без работы, получат дисциплинарные взыскания. Мы встречались с директором, проводили беседы, но толку не было. Он заявил, что профвзносы перечислять не будет. И 27 сентября мы обратились в прокуратуру, теперь на предприятии идут проверки. О результате пока судить рано, мало времени прошло.

ВОПРОС РЕШИТСЯ В МОСКВЕ?

Единственная надежда, что новый собственник возьмет на себя социальные обязательства, которые выполняло АО “ВРК-2”, будучи “дочкой” РЖД.

- Это надо решать в Москве, - уверена Новицкая. - Вероятно, полномочия руководителей на местах ограничены четкой позицией руководства компании. Мы надеемся на конструктивное решение вопроса, иначе профсоюз будет вынужден применять законные формы защиты.

- Такие проблемы почти невозможно решить на местах, - согласна Бучельникова. - Депо в основном - некрупные предприятия, председатель первички там неосвобожденный. У него фактически нет никакой защиты от руководства. В такой ситуации очень сложно вести профсоюзную работу. Решать надо в Москве.

Комментарий Андрей Карабанов, заместитель председателя Роспрофжела:

- Нашему профсоюзу уже не в первый раз приходится сталкиваться с аналогичными реструктуризациями. В настоящий момент только 60% членов Роспрофжела трудятся в ОАО “РЖД”, остальные работают в транспортном строительстве, метрополитенах, метростроях, отраслевых вузах и медицинских учреждениях и т.д. Многие члены нашего профсоюза работают в коммерческих структурах, где выстроено нормальное партнерство руководителей, профсоюза и коллектива. У нас много таких примеров. Но тут руководители повели себя необычно. В этом году 34 вагоноремонтных депо будут переданы от “ВРК-2” к “НВК”. При этом и руководители “ВРК-2” переходят в руководство “НВК”. Возникает парадокс: тот же руководитель, который раньше работал с профсоюзом, вдруг занимает непримиримую позицию и настроен полностью избавиться от профсоюзных организаций. Ранее в “ВРК-2” мы уже имели проблемы, когда с трудом заключали коллективный договор. Сторона работодателя долго возмущалась и не могла примириться с набором социальных льгот и гарантий, отказывалась от закрепления в коллективном договоре обязательной индексации зарплат и т.д. Выводы, к сожалению, не были сделаны и теперь уже руководство “НВК” пытается избавиться от самого профсоюза. Понятно, для чего это делается: оставив работников без защиты в лице профсоюза, можно будет впоследствии сэкономить и на оплате труда, и на социальном пакете. И это коснется пяти с половиной тысяч работников. Мы встречались несколько раз с руководителем “НВК”, но ни одна встреча пока не привела к результатам, компромисс не найден. А тем временем на местах идет открытая информационная война против профсоюза и осуществляется давление на работников. На данный момент уже 8 депо перешли в “НВК”, и профсоюзные организации там стали практически “подпольными”. Пока еще остается слабая надежда, что руководство “НВК” все же последует примеру других работодателей, которые сумели использовать хорошее партнерство с профсоюзом на благо и своих коммерческих задач, и своего коллектива.

Центральная профсоюзная газета «Солидарность»