1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Звериный оскал коронакризиса. Профсоюзы не могут договориться со Смольным по поводу минимальной зарплаты

Смольный не стал заставлять бизнес повышать минимальную зарплату, чем заслужил упрек от профсоюзов в сговоре с акулами капитализма и ущемлении интересов рабочего класса. Чиновники кивают на последствия пандемии и отвечают: договаривайтесь сами.

О том, что петербургский бизнес пытается покрыть убытки за счет работников, а Смольный ему в этом потакает, Ленинградская федерация профсоюзов на этой неделе сообщила в письме на имя губернатора Александра Беглова (есть в распоряжении «Фонтанки»). Негодование защитников трудящихся вызвал тот факт, что в Северной столице до сих пор не подписано соглашение о минимальной заработной плате на 2021 год. «Такая ситуация возникла впервые за 30 лет существования системы социального партнерства», — говорится в обращении за подписью председателя федерации Владимира Дербина.

Речь идет о региональном нормативе минимального размера оплаты труда. Федеральный МРОТ на 2021 год установлен в размере 12 792 рубля, увеличившись на 5,5% по сравнению с прошлым годом. Регионы имеют право установить собственный зарплатный минимум. В Петербурге его определяет трехстороннее соглашение между правительством города, Федерацией профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей. В конце 2019 года стороны договорились, что в 2020-м региональный МРОТ составит 19 тысяч рублей.

А вот переговоры об индексации на 2021 год зашли в тупик. Городские власти заявили «о невозможности увеличения минимальной заработной платы», «основываясь на заявлениях малого бизнеса о его тяжелом положении в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции». В Федерации профсоюзов считают такую позицию необоснованной и упрекают чиновников в дискриминации: ведь бюджетникам власти проиндексировали зарплату. «Такая позиция фактически разделила работников на «своих» и «иных», что, на наш взгляд, категорически неприемлемо», — говорится в письме.

Согласно Трудовому кодексу, работодатели должны платить сотрудникам не меньше, чем федеральный МРОТ. Если в регионе планка МРОТ установлена выше, как в Петербурге, то это закрепляется региональным соглашением. После его заключения автоматически согласившимися на эти условия считают всех. А вот чтобы выйти из него, нужно отправить в комитет по труду мотивированный отказ. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы: выплата регионального минимума стала условием доступа к ряду мер поддержки для пострадавших от коронавирусных ограничений предприятий.

В профсоюзах настаивают, что увеличение регионального МРОТ — это условие вывода заработной платы из тени. Причем вознаграждение за труд должно расти быстрее, чем плата за коммуналку и транспорт. Долгие годы между властями, профсоюзами и работодателями существовал консенсус на этот счет, отмечает Владимир Дербин.

По мнению профсоюзного лидера, бизнес лукавит, сообщая о своем бедственном положении: «По официальным данным, почти все предприятия малого бизнеса, за исключением организаций гостиничного дела и общественного питания, в 2020 году не только сохранили объемы деятельности, но и увеличили численность работников». «Требования малого бизнеса покрыть его убытки за счет работников, сегодня фактически поддержанные органами исполнительной власти, нивелируют основные принципы, заложенные в Трехстороннем соглашении», — отмечается в обращении профсоюзов.

Такие действия городских властей уже привели к снижению уровня жизни трудящихся. Так, с 1 января тарифы на проезд в общественном транспорте выросли на 8%, а единый проездной стоит дороже, чем в Москве, хотя средняя зарплата жителей столицы выше. Отдых в детских лагерях стал менее доступным: городские власти готовы предоставить трудящимся 26 тыс. льготных путевок, тогда как профсоюзы оценили потребность в 60 тысяч. Все это приводит к росту «социальной напряженности».

Вице-губернатор Владимир Княгинин, представляющий Смольный на трехсторонней комиссии, сразу предупредил, что будет отвечать «правильно, а не по сути». По его словам, переговоры нельзя считать несостоявшимися, поскольку они все еще ведутся. «Это сложный процесс, соседние регионы, бывает, по году ведут переговоры. У предпринимателей тяжелая ситуация в прошедшем году была», — отметил он. При этом Смольный решил не занимать чью-то сторону, а быть над схваткой. «Администрация — не начальник над профсоюзами и работодателями, соглашение будет достигнуто в тот момент, когда все стороны будут согласны», — добавил Владимир Княгинин.

В Союзе промышленников и предпринимателей на момент публикации на запрос «Фотанки» не ответили. Но в комитете по промышленной политике, который привлекался к переговорам по поводу регионального МРОТ, поддержали подопечных. Сейчас повышение будет нецелесообразным, сообщил «Фонтанке» глава ведомства Кирилл Соловейчик, но не стал вдаваться в подробности.

Ранее городские власти признали, что экономические последствия пандемии оказались не такими ужасными, как виделось еще полгода назад. Число организаций малого бизнеса за год сократилось, но число работающих в них граждан неожиданно выросло на 20 тысяч человек, докладывал на заседании правительства глава комитета по экономической политике Валерий Москаленко. Но это не значит, что бизнес рос. Увеличение штата произошло за счет «обеления» рынка труда. «Главным источником роста стали работники неформального сектора экономики», — говорил Валерий Москаленко.

Официально трудоустраивать персонал работодателей побудили условия господдержки: федеральные и городские власти давали бизнесу, пострадавшему от коронавирусных ограничений, льготные кредиты из расчета 1 МРОТ на сотрудника. Для петербургских предпринимателей, воспользовавшихся займами Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, условием сохранения льготных ставок, а также последующего погашения за счет субсидии из бюджета было не только сохранение численности штата на уровне 90%, но и выплата зарплат не ниже регионального МРОТ. Таким образом, обязательное повышение зарплатного минимума увеличило бы нагрузку на фонд оплаты труда для предпринимателей, еще не совсем оправившихся от коронакризиса.

На региональный МРОТ завязаны также налоговые льготы. Например, гостиничный бизнес в 2021 году сможет платить 50% налога на имущество, если будет платить сотрудникам не меньше минимальной зарплаты по региону. Статус регионального инвестпроекта дается компаниям, которые платят сотрудникам не меньше трех петербургских МРОТ.

В 2020 году региональный зарплатный минимум давал доступ также к отсрочкам платежей за аренду городского имущества и льготы по налогам для пострадавших отраслей. Если третья волна накроет столицу, вероятно, власти будут оказывать помощь на таких же условиях, хотя такое развитие событий предпочитают не комментировать. «Надеемся, что до этого не дойдет и мы не уйдем в дополнительный локдаун», — сказал Владимир Княгинин.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»