1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Как прежде уже не будет: в России появился закон об удаленке

Госдума в третьем и окончательном чтении приняла поправки в трудовое законодательство, которые регулируют дистанционную работу

Необходимость внесения изменений в Трудовой кодекс в связи с пандемией и вынужденным переходом многих компаний на удаленный режим работы обсуждалась с начала пандемии. Сегодня законопроект об удаленке приняли в Госдуме.

Одна из главных норм законопроекта – дополнительные гарантии по оплате труда для тех, кто работает в удаленном режиме. Также в Трудовом кодексе должны появиться само определение дистанционной работы, условия организации рабочего процесса, а также границы рабочего времени и другие важные вопросы. Кроме того, обсуждается и вопрос прогула – им теперь считается, если сотрудник не отвечает на звонки работодателя в течение двух рабочих дней.

По словам директора по персоналу сервиса «Работа.ру» Юлии Саниной, переход на удаленную работу стал выходом из непростой ситуации для бизнеса, однако пандемия выявила проблемы в трудовом законодательстве.

«Удаленка останется с нами навсегда. Компании будут разворачиваться в сторону максимизации своей прибыли, в том числе за счет поиска сотрудников нужной им квалификации в ближайших и удаленных городах. Если работа абсолютно не требует физического присутствия, то соискатель может работать в любом городе страны, – отметила она. – Также многие компании за время изоляции начали думать в сторону передачи части функций на аутсорс, например, бухгалтерии или первичного поиска сотрудников. Наш опрос среди удаленных работников показал, что 25 процентов респондентов хотели бы работать дистанционно всегда. Поэтому решение о регулировании такого формата своевременное и важное».

Заместитель председателя Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Мария Артюхина рассказала «ПД», что организация давно обеспокоена необходимостью внесения изменений в Трудовой кодекс, поскольку все, что касается условий труда работника на удаленке, сегодня законодательством не определено.

«Конечно, профсоюзная точка зрения в том, что только в команде можно решить любой вопрос быстро и эффективно, а из-за дистанционного формата понятие командной работы исчезает. Но тем не менее мы не против удаленки, если она не изменяет принцип работы», – пояснила она.

По словам Марии Артюхиной, условия дистанционной работы, порядок организации рабочего места, обеспечение техникой для работы – все это должно быть четко определено.

«Мы знаем много примеров, когда человек работает за кухонным столом и в итоге получает искривление позвоночника, – заметила эксперт. – Конечно, в обязанности работодателя это не входит, но большинство плохо представляет уровень жизни людей в нашей стране – много кто живет в коммуналках, в одной комнате ютятся по несколько человек – дети, которые занимаются дистанционно, и другие члены семьи. Я не знаю, как три-четыре человека могут работать сосредоточенно и с отдачей в таких условиях. А есть и немало тех, кто работает, имея из техники только личный телефон».

Еще один важный момент, по мнению Марии Артюхиной, это нарушение работодателем прав сотрудника, перешедшего на удаленный формат. При 40-часовой рабочей неделе на удаленке люди вынуждены порой трудиться гораздо больше.

«Работодатели считают, что если сотрудник дома, то он работает как будто бы вальяжно, сам определяет свой режим работы и невозможно отрегулировать, сколько времени ему потребуется, чтобы выполнить то или иное задание, – объяснила она. – И у нас очень много жалоб, что количество поставленных работодателем задач заставляет работать отнюдь не 40 часов в неделю, а ощутимо больше, просто потому что сотрудник не успевает сделать все».

Кроме того, много вопросов вызвали решения многих начальников сократить премии или даже зарплату из-за перехода на дистанционный режим.

«Должны быть четко определены условия оплаты труда на удаленной работе, она должна быть не меньше обычной. К тому же оплата Интернета и услуг связи должна быть предусмотрена за счет работодателя, – подчеркнула Мария Артюхина. – Пока все эти условия не определены законом, все это очень зыбко и дает слишком много прав работодателю».

Член Комиссии по качеству жизни, социальной политике, делам ветеранов, здравоохранению и трудовым отношениям Общественной палаты Санкт-Петербурга Геннадий Дягилев также обратил внимание, что поправки в Трудовой кодекс, учитывая нынешние обстоятельства, крайне необходимы.

«Это верное решение. При такой обстановке удаленный формат неизбежен. Один из важнейших аспектов – это соблюдение рабочего графика. Да, на удаленной работе он может сдвигаться, но если у сотрудника 8-часовой рабочий день, эту норму нельзя нарушать, даже если он работает из дома, – обратил внимание Геннадий Дягилев. – И да, нужны какие-то рамки, человек не может быть на связи 24 часа в сутки. Потому что кому-то захочется тогда и в 2 часа ночи позвонить».

Петербургский дневник