1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

РИИИ: от противостояния к коллективному договору

RI I I koldogovor22 июня в Российском институте истории искусств (РИИИ) был подписан коллективный договор, который будет определять жизнь работников Зубового института до 2018 года. А впервые профсоюзная первичка РИИИ выступила с предложением о вступлении в коллективные переговоры уже почти два года назад...

Именно тогда в начале июля 2013 года стало известно о возможном слиянии РИИИ с Московским институтом культурологии. Немногим после у РИИИ появился и новый руководитель — историк Ольга Кох. С ее приходом в бывшем особняке графа Зубова, - фактического основателя РИИИ, - началась так называемая «оптимизация», парализовавшая не только профессиональную деятельность, но и профсоюзную жизнь института. Итогом стали необоснованные увольнения научных сотрудников, а также череда судебных разбирательств, как правило, восстанавливавших уволенных на работе. Однако новая администрация продолжала упорствовать и некоторые из ученых снова оказывались за порогом РИИИ под надуманными предлогами. Такая же участь постигла и председателя профсоюзной организации РИИИ, старшего научного сотрудника Джамилю Кумукову, чья активная и непреклонная позиция, во многом способствовала водворению в институте спокойной творческой обстановки.

При прежнем руководстве в вину профсоюзу во главе с Джамилей Кумуковой ставилось нежелание взаимодействовать с работодателем и вести переговоры о новом коллективном договоре. Срок действия прежнего к тому времени уже истек. О том, правда это или нет говорит тот факт, что сразу после того, как порог директорского кабинета РИИИ переступила оперный критик Елена Третьякова, процесс пошел.

Важно, что в новом колдоговоре зафиксирован режим работы научных сотрудников, состоящий из двух присутственных дней и трех, отведенных для посещения спектаклей, концертов, библиотек. Этот порядок, действующий в РИИИ уже более полувека, ранее регулировался лишь положением, ежегодно подписываемым директором. При Ольге Кох данный режим стал своего рода яблоком раздора. Работавшие по привычному распорядку ученые объявлялись «прогульщиками» и увольнялись. Но как театроведу писать о театре? Музыковеду о концерте? Теперь этот и другие вопросы, в том числе и введение сокращенно рабочего дня тем, кто трудится во вредных условиях, однозначно решены.

Елена Третьякова убеждена, что в институте должна быть атмосфера, предлагающая нормальные взаимоотношения между администрацией и работниками. Поэтому директор РИИИ дала высокую оценку работе, проделанной в эти месяцы администрацией и профсоюзом. «Мы подписали договор, не зависящий от конкретных личностей, которые возглавляют институт или профсоюз. Это система защиты прав работников и работодателя, четкое руководство к действию для каждого из нас. А значит мы потрудились не зря», - заключает она.

Большую помощь первичке РИИИ, как в период противостояния с прежним работодателем, так при подготовке коллективного договора оказала Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация Российского профсоюза работников культуры во главе с Надеждой Головской.

Для самой Джамили Кумуковой радость сочетается с печалью от потерь, произошедших за эти два года. Многих сотрудников уже не вернуть. Тем не менее, Джамиля Кумукова подчеркивает, что в новый коллективный договор отражает всю специфику труда в институте, а значит ученые получили надежную защиту своих прав.