1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Лечить, не дожидаясь революций!

Профсоюзы, правительство и работодатели обсудили на международной конференции проблему социально-трудовых конфликтов

О миллиардных долгах по зарплате и рудиментах феодализма говорили 31 марта в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Здесь прошла III Международная научно-практическая конференция “Социально-трудовые конфликты в России и в мире: роль органов власти, профсоюзов и работодателей в их предотвращении и урегулировании”. Экспертное сообщество диагностировало прогрессирующий рост конфликтов на социально-трудовой почве и высказалось о способах их профилактики и “лечения”.

У РАБОТНИКОВ УКРАЛИ МИЛЛИАРДЫ

О том, что непосредственно в России растут количество и острота социально-трудовых конфликтов, на конференции заявил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Он привел данные Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов. Напомним, что центр создан в СПбГУП в 2012 году и его работой руководит заместитель председателя ФНПР Евгений Макаров.

Так, в 2016 году было зафиксировано 186 социально-трудовых конфликтов, что на 13% больше, чем в 2015 году и на 33% больше, чем в 2014-м. Тенденция сохраняется. Их главная причина в снижении, задержке или полной невыплате зарплаты. Это явление профлидер назвал кражей, его масштабы в России поражают воображение.

Советник генпрокурора РФ Татьяна Васильева рассказала, что за первый квартал 2017 года задолженность уже превысила 3 млрд рублей - и это только вершина айсберга. Цифры ужасают. Невыплата зарплаты - это нарушение конституционных прав. Худшее, что может быть: когда человек не знает, на что ему содержать семью. Если граждане не будут обеспечены достойным существованием, это может привести к серьезным социальным последствиям, и это не может нас не волновать.

Советник прокурора подтвердила тот факт, что в целом количество нарушений трудовых прав растет. Это вынуждает прокуратуру действовать более оперативно и жестко - в 2016 году за нарушения трудового законодательства было возбуждено 925 уголовных дел, 160 руководителей были дисквалифицированы. Сегодня прокуратура действует в сотрудничестве с ФНПР, с которой заключено соглашение.

Как сообщил Евгений Макаров, по данным Центра мониторинга работа гострудинспекций и прокуратуры улучшилась за последние полтора года, и в 2016 году трудовые конфликты, связанные с невыплатой зарплаты, в среднем разрешались быстрее - за 28 суток против 36, которые затрачивались в 2015-м.

О КАТЕГОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ

Подливает масла в огонь социально-трудовых конфликтов и несправедливость в распределении доходов. Эта проблема не нова, ФНПР постоянно обращает внимание власти на опасно усугубляющееся расслоение российского общества. Первый зампред комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко назвал безнравственным положение, когда при средней зарплате почтальона ниже 12 тысяч рублей руководитель этого ведомства получает премию 98 млн рублей. И напомнил, что всякому терпению приходит конец, чему пример история бунта на броненосце “Потемкин”.

Об уроках истории участники говорили еще не раз. Специальный советник Генерального директора Международной организации труда Кари Тапиола напомнил о столетии русской революции, о французских и английских забастовках, за чем последовало рождение МОТ - организации, призванной помочь решать конфликты в сфере труда бескровно и на принципах трипартизма.

Ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН, профессор Александр Запесоцкий считает, что “при построении социально-экономической формации в нашей стране сегодня допускается очень много ошибок, которые сто лет назад привели к той самой революции, обернувшейся огромными потрясениями”. Ректор указал, что конфликты зачастую порождены не только мизерными зарплатами, но и управленческими просчетами на государственном уровне. Он призвал рассматривать социально-трудовые проблемы не только как экономические или правовые, но в контексте развития страны. По мнению Запесоцкого, сегодня нарушен баланс интересов, причем не столько с позиции трудящихся, сколько с позиции государства в целом. Ректор призвал равняться на те экономики, где предприниматель оставляет себе 30% прибыли, а 70% тратит на денежное вознаграждение работников, так как высокая покупательная способность населения стимулирует рост производства.

- У нас же все с точностью до наоборот, а многие бизнесмены вместо расширения производства выводят полученную прибыль за рубеж, - констатировал ректор.

Председатель ФНПР считает, что российская экономика все еще далека от рыночной - в ней проявляются феодальные рудименты и сохраняются элементы советской формации. Причем это “заслуга” не целиком работодателей. По словам Михаила Шмакова, у работодателя зачастую нет денег на зарплату из-за того, что выполненный заказ остался неоплаченным, и нередко заказчик - это государство. Поэтому и нужно “прежде всего навести порядок в экономике”, - считает профлидер.

НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ

Председатель ФНПР напомнил также, что именно государство препятствует намерению профсоюзов защищать в суде трудовые права “не- определенного круга лиц”, а не только отдельных работников. Хотя таким правом наделено, например, Общество защиты потребителей. Одной из причин, порождающей конфликты, профлидер назвал сбой в правоприменительной практике. Шмаков привел в пример вердикт коллегии Верховного суда, признавшей правомерным включение в минимальную заработную плату стимулирующих и компенсационных выплат. Это судебное решение позволяет включать в “минималку” даже северные надбавки, подтвердила секретарь ФНПР, представитель ФНПР в СЗФО Мария Гринник.

При обсуждении данной темы президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак с гордостью напомнил, что в Петербурге минимальная зарплата не включает в себя стимулирующих и компенсационных выплат. Об этом ежегодно договариваются между собой социальные партнеры - правительство города, Ленинградская федерация профсоюзов и Союз промышленников и предпринимателей. Михаил Шмаков в ответ заметил, что данная норма должна быть закреплена в отношении МРОТ федеральным законом и призвал представителя Госдумы способствовать проведению в жизнь этой инициативы профсоюзов.

Председатель Псковского областного совета профсоюзов, депутат регионального парламента Ульяна Михайлова считает, что в серьезной доработке нуждается федеральный закон об общественном контроле. В нынешней редакции он не гарантирует профсоюзам своевременное получение необходимой информации. Нет у профсоюзов и принципиально важного права на первоочередной прием в государственных структурах. В значительной степени декларативна законодательная норма об индексации зарплат. По мнению Михайловой, эта формулировка станет действенной лишь в том случае, если четко прописать в законе обязательную ежегодную индексацию заработной платы.

Впрочем, не все так грустно на российском законодательном поле. Михаил Шмаков подчеркнул, что профсоюзам удалось добиться законодательного запрета в России (кстати, в единственной стране) заемного труда. Сегодня нужно отслеживать, как закон соблюдается. Представитель Министерства труда Марина Маслова разделяет мнение о том, государство для регулирования конфликтов должно создать справедливую правовую среду. По словам Масловой, в прошлом году были приняты законы, по которым проекты всех документов, которые относятся к социально-трудовой сфере, должны обязательно рассматриваться на заседаниях федеральной и региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. “Эта норма была в ТК, но сейчас она стала очень жесткой”, - заверила Маслова. Важным событием она назвала разработку и заключение в текущем году Генерального соглашения.

ОТ АСТАНЫ И ДО ПАРИЖА

Опытом разрешения социально-трудовых конфликтов поделились зарубежные гости конференции. Как рассказал один из лидеров Всеобщей конфедерации труда Франции Пьер Кутаз, еще в 1848 году в этой стране были учреждены специальные прюдомальные суды. С 1879 года они стали обязательной инстанцией.

В прюдомальных судах работодатели и работники представлены на паритетной основе и поочередно выполняют функции председателя суда и его первого заместителя. Государство готовит членов такого суда и возмещает предприятию стоимость часов, которые заседатели отсутствовали на рабочих местах.

Прюдомальный суд рассматривает дела по индивидуальным трудовым спорам и только при наличии трудового договора. По словам Пьера Кутаза, примирительная процедура успешна лишь в 10% случаев. Если “цена вопроса” не превышает пять тысяч евро, решение суда обжалованию не подлежит. При значительных суммах проигравшая сторона может подать апелляцию.

Пьер Кутаз посетовал, что такие суды завалены жалобами, и рассмотрение трудовых споров может длиться годами. Лишь в некоторых случаях (например, когда речь идет об увольнении беременной женщины) предусмотрена возможность вынесения судебного постановления в срочном порядке.

“К сожалению, моя страна не является образцом разрешения трудовых споров”, - с горечью признал профсоюзный лидер. Он напомнил, что вопреки массовым протестам профсоюзов правительство социалистов инициировало во Франции трудовую реформу. Обуздать высокую безработицу власти намерены путем увеличения рабочего времени, упрощения процедуры увольнения, сокращения надбавки за сверхурочные работы и наступления на права французских профсоюзов.

Об опыте казахстанских коллег рассказал председатель Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Кусаинов. В ответ на кризис и для предупреждения безработицы в стране приняли несколько государственных программ. Одна из них, связанная со строительством новых автодорог, решает сразу две важные задачи. Сеть современных дорожных магистралей вскоре свяжет Астану с отдаленными районами страны. Попутно создано 86 тыс. временных рабочих мест (1000 - на каждые 100 км автодорог). Госпрограмма занятости в малом и среднем бизнесе обеспечивает появление еще 60 тыс. рабочих мест, строительство жилья - 25 тыс. Очень важна и программа переобучения - по признанию Кусаинова, в Казахстане не хватает высококвалифицированных рабочих.

В 2014 году в Казахстане был принят новый закон о профсоюзах, деятельность которых теперь строится на федеративной основе. Причем в 12 из 16 территориальных объединений избраны новые, более энергичные руководители. “Мы поняли, что очень многое решает квалификация кадров, - подчеркнул Кусаинов. - Поэтому обучаем профактив, проводим тренинги”.

На территориальном уровне повсеместно созданы трехсторонние комиссии, без их одобрения теперь не принимается ни одного решения по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Профсоюзы Казахстана заключили меморандум о совместной работе с прокуратурой по возвращению работникам долгов по заработной плате. С апреля 2016 года профсоюзы проводят свой мониторинг трудовых конфликтов. Создана группа оперативного реагирования. За год протестная активность работников снизилась вдвое, резюмировал Кусаинов.

*   *   *

Участники конференции, какую бы сторону они ни представляли и каким бы ни видели лучшее решение, единодушно признали: социально-трудовые конфликты всегда будут, но успех в их разрешении зависит от социального партнерства, которое должно строиться на уважении - иначе оно пустой звук. Договариваться, когда у каждой стороны свои интересы, непросто. Но, как учит история, это единственный способ избежать разрушения.

Солидарность