1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Заемный персонал вывели из тени

По состоянию на конец января, аккредитацию при Роструде, дающую возможность легально работать в сфере предоставления заемного персонала, прошли в России 73 частных агентства занятости, среди которых больше десятка действующих в Петербурге.

Брали ли вы когда-нибудь у соседа на время инструмент? Дрель, к примеру, чтобы просверлить пару отверстий? Так вот заемный труд – почти то же самое: «соседи» по рынку труда берут взаймы друг у друга рабочие руки для того, чтобы решить свои временные производственные проблемы. В результате сотрудник состоит в штате одной компании (как правило, это частное агентство занятости, где он и зарплату получает), а работу выполняет в другой. «При этом агентство обязуется подобрать для заказчика людей нужной квалификации и заключить с ними трудовые договоры, – поясняет директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова. – А вот у самого работника прямых договоров с фактическим работодателем нет».

Именно это и вызывает больше всего нареканий у профсоюзов и других структур, отстаивающих права трудящихся. По словам Герасимовой, условия труда у сотрудников, оформлявшихся на принципах заемного труда, зачастую оказывались хуже, чем у штатного персонала. Арендованный сотрудник мог запросто остаться без обычных для штатного доплат: увеличенного отпуска, компенсации, предусмотренной в случае травмы. «Работая на основании срочного трудового договора, такие люди в случае чего оказываются и первыми кандидатами на увольнение – от них легче всего избавиться», – считает эксперт.

Принципиальна и позиция профсоюзов. «Мы всегда выступали против того, чтобы к людям относились, как к товару», – говорит заместитель главы Ленинградской федерации профсоюзов Мария Артюхина.

Сам заемный труд нередко воспринимался с явным оттенком негатива, поскольку временных сотрудников подчас «втемную» использовали для замены постоянных, к примеру, во время их забастовки. Такое бывало: иначе как штрейкбрехерами временно нанятых работников и не называли.

На самом деле, если все организовано правильно, ничего предосудительного в заемном труде нет. Компания, производящая сезонный товар (прохладительные напитки, мороженое и т. п.), с помощью арендованного персонала вместо двух смен летом может запустить три. «Чужой» бухгалтер – подменить ушедшего в отпуск или на период длительного лечения «своего». Да и судостроительный завод, выполняя срочный заказ, тоже может использовать «чужих» работников, чтобы сдать его в срок.

«Да, в таком случае иногда мы привлекаем временный персонал, – подтверждает начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода Татьяна Паклинская. – Своих порой не хватает, а набирать массу людей в штат нет смысла». Именно для того чтобы все было по закону, и появились новые правила, регулирующие рынок заемного труда.

«Теперь кадровое агентство обязано выплачивать сотруднику, направленному в другую организацию, ту же самую зарплату, что и у штатного работника на той же должности», – рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ Иван Шкловец. По новому закону, агентства занятости имеют право предоставлять персонал только в двух случаях – для замены отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняются рабочие места, или для трудоустройства на временный проект, связанный с расширением производства или ассортимента услуг. И еще: срок найма не может превышать 9 месяцев, а количество заемного персонала – 10% от штата. А если собственные работники компании, например, не получают заработную плату или бастуют, привлечь «временщиков», готовых их заменить, теперь не получится.

Фактически новые нормы делают едиными условия труда для всех сотрудников – как штатных, так и привлеченных на время со стороны. Обойти закон для частных агентств занятости чревато: отсутствие государственной аккредитации в Роструде (ее выдают на срок до трех лет) означает штраф до 5 тыс. рублей для должностных лиц и до 50 тыс. – для юридических. К тому же аккредитация в случае нарушения тех или иных ее правил может быть отозвана.

Кстати, представители сферы рекрутинга, практикующие заемный труд, к введению в действие новых правил отнеслись достаточно спокойно. Хотя и не без критики. К примеру, Екатерина Горохова, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), вице-президент и гендиректор Kelly Services, считает, что из-за ограничения срока работы заемного персонала девятью месяцами «возможностей для предоставления временного труда работников станет меньше». Однако она согласна с тем, что новый закон упорядочит систему работы с заемным персоналом.

Санкт-Петербургские ведомости