1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Сотрудник не товар. Чего ждать от закона против «заемного труда»

С января 2016 году в силу вступает закон о запрете «заемного труда». Частным агентствам занятости придется получить специальную аккредитацию, чтобы осуществлять свою деятельность. Трудовые «арендаторы» и работодатели недовольны — они считают, что это приведет к осложнению процессов найма временных работников. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов, каким образом закон отразится на деятельности кадровых агентств и индустрии труда в целом.

Для получения необходимой аккредитации кадровое агентство должно обладать уставным капиталом не менее 1 млн рублей, не иметь долгов, и при этом руководитель компании должен иметь высшее образование, а также стаж работы в сфере трудовой занятости не менее двух лет за последние три года. После получения трехлетней аккредитации кадровое агентство вносится в реестр Роструда.

Как говорят сторонники закона, норматив поможет защитить права «заемных» рабочих. Так как на них не распространяются те льготы и социальные гарантии, которые есть у штатных сотрудников. Их права не могут защищать даже профсоюзы. Самым главным фактором принятия закона стало то, что фактический работодатель не производит отчислений в налоговую службу, так как «заемные» работники не трудоустроены официально.

На введение такого закона и игроки рынка, и представители власти отреагировали неоднозначно. Многие полагают, что законопроект поможет избавиться от теневых компаний, но осложнит работу законопослушных провайдеров.

Вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан подчеркнул, что «законом предусматривается только одна аккредитующая организация, это Роструд. С одной стороны, это способствует повышению управляемости сегмента. С другой стороны, «узкое горлышко» создаст коррупционные риски. Необходимо принять еще подзаконные акты, которые будут регулировать этот процесс». Также он отметил, что не увидел практики аккредитации трудовых агентств.

Игроки рынка не до конца понимают, как им придется действовать в новых условиях. Коммерческий директор аутсорсинговой компании «Перспектива» Екатерина Варавина отметила, что закон должен быть более продуман, так как он не предусматривает четкого плана действий для кадровых агентств. Также закон негативно влияет не только на провайдеров, но и на сотрудников.

«Мы знаем, что у нас полстраны сидит в кредитах, если человек официально работает на одном месте, то он может брать подработки на другом. Этим законом они [власти] лишают человека дополнительного дохода», — сказала Варавина.

Для временных работодателей закон создаст определенные трудности. Он не позволит пользоваться услугами одного провайдера в случае потребности в большом штате временных сотрудников.

«Когда вы получаете аккредитацию, вы имеете право брать на себя только 10% от численности компании заказчика. Если численность компании 100 человек, то я могу предоставить от своей компании только 10 человек, я не могу предоставить 50 по этому закону. Получается, что заказчику придется взять 20 таких компаний, чтобы обеспечить необходимую численность. Это скажется на качестве предоставляемого персонала», — подчеркнула коммерческий директор.

Однако в законе есть и свои плюсы, сказала Варавина. Аккредитация позволит отстранить от рынка труда нелегальные компании, которые обманывают работников, не платят налоги и не берут на себя материальную ответственность.

В отеле Corinthia часто прибегают к услугам «заемного труда» при проведении банкетов или крупных мероприятий. Начальник отдела кадров Corinthia Тамара Михайлова считает, что кадровым агентства Петербурга еще не успели создать необходимых условий для комфортной работы в рамках нового закона, который вступает в силу с 1 января следующего года.

«Если рассматривать тех провайдеров, с которыми мы имеем дело, через призму нового закона, далеко не все из них будут частными агентствами занятости. Я спрашиваю их, но они говорят, что еще никто не готов. А мы уже с 1 числа должны работать в рамках нового правового поля. У нас фактически не было подготовительного периода. Я бы хотела, чтобы провайдеры уже сейчас смогли аккредитоваться», — подчеркнула Михайлова.

Она отметила, что с введением закона осложнится процедура найма временного персонала. Работодателям нужно будет искать провайдера, который бы предоставлял определенный сервис. Начальник отдела кадров видит в законе подмену понятий, так как контракты по займу персонала превратятся в контракты услуг.

В Ленинградской федерации профсоюзов выступили против использования «заемного труда» вообще. По словам заместителя председателя Марии Артюхиной, практика «заемного труда» может привести к росту теневой экономики. Работодатели будут уклоняться от налогов и нанимать временных сотрудников.

«На рынке труда сейчас дефицит. Мы привлекаем мигрантов для закрытия разных зон работ. Рынок труда — это тоже рынок, если есть дефицит, то соответственно должна повышаться цена труда. Нас мало и работодатель вынужден будет пойти на уступки и платить больше. Поэтому искусственно создается расширение рынка труда, при котором могут привлекать извне, например трудовых мигрантов из Азии, это снижение цены труда. Получается, что заемный труд снижает стоимость труда», — пояснила Артюхина.

Зампредседатель предложила опробовать действие закона в Петербурге до того, как он вступит в силу, чтобы понять, как должна развиваться эта отрасль. «Экспериментируем над человеком, не зная как это делать», — добавила Артюхина.

Председатель правления Межотраслевого центра кадрового проектирования Дмитрий Ким уверен, что закон — это попытка крупных игроков рынка отстранить более мелких.

«Это, в первую очередь, сократит количество игроков на рынке и скажется на малом и среднем бизнесе, который существует в индустрии занятости. Начинающие предприниматели довольно активно использовали аутстаффинговые системы, которые позволяли им регулировать себестоимость», — сказал Ким.

Он отметил, что за последний год почти половина провайдеров свернули свою деятельность. По словам Кима, другие игроки также заявили о том, что уходят с рынка к концу этого года. Это связано с тем, что раньше частные агентства занятости применяли упрощенный вид налогообложения, который с 2016 года будет запрещен.

«При изменении законодательства и применении стандартного бухгалтерского учета, получится так, что им придется платить и НДС, и НДФЛ, которые они не платили до этого. Это удорожает любой контракт на 35-40%. При средней маржинальности в 15-20% это фактически делает любой контракт малого и среднего бизнеса неактуальным», — отметил эксперт.

Напомним, «заемный труд» — это работа, которую человек выполняет по распоряжению своего работодателя, кадрового агентства, но в интересах физического или юридического лица, не являющегося его начальником. В эту же категорию попадают аутсорсинговые компании, которые предоставляют определенные услуги, и аутстаффинговые, когда одна организация предоставляет другой сотрудников на определенный период времени. С точки зрения законодательства, такая деятельность считается услугой, а не привычной работой, за которую работодатель должен отчислять налоги в фонды. Договоры заключаются между сотрудником и компанией-провайдером и между компанией-провайдером и работодателем. При этом все выплаты работнику производит частное агентство занятости.

АБН