1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Работодателям предписали соблюдать международные права трудящихся

Руководители предприятий, несмотря на санкционные войны и сложные отношения с Западом, обязаны исполнять не только российское законодательство, но и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он предоставляет работникам дополнительные гарантии, в том числе на получение компенсаций за нарушение прав. Об этом в конце минувшего года сообщил Верховный суд России.

Пакт ООН и отечественная практика

Сам Пакт был принят Генеральной ассамблей ООН ещё 56 лет назад, СССР присоединился к нему с января 1976 года. Россия — полноправный участник международного соглашения, но всерьёз о нём вспоминают крайне редко.

Большая часть положений Пакта носит декларационный характер и мало чем отличается от норм отечественного законодательства. Например, работникам гарантируется право на достойную зарплату, социальное страхование, объединение в профсоюзы, безопасные условия труда и так далее. "Нормы внутреннего права государствам следует в максимально возможной степени толковать таким образом, чтобы это соответствовало международно-правовым обязательствам государства", — записано в обзоре судебной практики, утверждённом президиумом Верховного суда России 21 декабря 2022 года.

В подтверждение этого президиум Верховного суда РФ приводит дела, в которых работникам удалось со ссылкой на обязательства страны перед ООН добиться увеличения компенсации морального вреда. Так, житель Саранска Станислав Калашников восемь лет проработал водителем в ООО "Селена", но официально оформлен не был. Подтвердив факт нарушения его прав суд оценил причинённые моральные страдания в пять тысяч рублей. Однако Верховный суд обратил внимание на вытекающую из Пакта обязанность государств создавать эффективные механизмы рассмотрения жалоб.

"Работники, чьи права были нарушены, имеют право на возмещение ущерба, включая соразмерную компенсацию и применение санкций в отношении работодателя", – заключил Верховный суд России, признав пятитысячную компенсацию несоразмерной "характеру и глубине нравственных страданий и переживаний Станислава Калашникова". При пересмотре дела взыскиваемую с работодателя сумму увеличили до 45 тысяч рублей (из запрошенных истцом 0,5 млн рублей).

Также в утверждённом 21 декабря обзоре президиум Верховного суда обращает внимание судейского корпуса на дело иркутского ООО "ТНГ-Ленское", работник которого погиб в результате несчастного случая на производстве. В качестве компенсации нравственных переживаний районный суд взыскал в пользу его матери 500 тысяч рублей. Отменяя это решение, Верховный суд опять апеллировал к Пакту и обязанности государства обеспечить получение иждивенцами погибшего "адекватной компенсации". В результате в пользу истицы взыскали 1 млн рублей.

Начальник правового управления Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Георгий Кузнецов считает эти решения сломом сложившегося тренда по формальному подходу российских судов к компенсации морального вреда.

"Наш опыт свидетельствует, что при невыплате заработной платы нравственные страдания работников оцениваются в среднем в 3–5 тысяч рублей, незаконном увольнении — 25 тысяч, а моральный вред при возникновении профессионального заболевания не превышает 100 тысяч рублей", — поясняет Георгий Кузнецов.

Замечания к Пакту

В дополнении к самому Пакту Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам издаёт подзаконные акты — так называемые замечания общего порядка. На 1 декабря 2022 года было принято 25 таких замечаний, касающихся интерпретации отдельных положений Пакта, сообщает Верховный суд РФ. Многие судебные решения против работодателей базируются на таких замечаниях.

Эксперты неоднозначно оценивают эффективность этих документов. "Например, замечания общего порядка 2016 года уточняют, что продолжительность оплачиваемого отпуска за год работы должна быть как минимум три рабочие недели. Тогда как Трудовой кодекс РФ гарантирует 28 календарных дней, то есть предоставляет работникам больше прав", — отмечает старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры" Владимир Степанов.

По мнению партнёра компании GRATA International Михаила Германа, сам по себе Пакт никаких дополнительных прав для трудящихся и обязанностей для работодателей не устанавливает.

"Закреплённые в нём принципы должны быть реализованы в национальном законодательстве", — полагает эксперт.

Другого мнения придерживается руководитель практики трудового права юридической компании "Центральный округ" Ирина Володина. Она напоминает, что кроме Пакта российские работодатели обязаны соблюдать Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, многочисленные конвенции Международной организации труда, в том числе Филадельфийскую декларацию 1944 года и другие ратифицированные СССР или Россией международные документы.

"Они имеют верховенство над отечественным законодательством. И суды ссылаются на них для аргументации своей позиции, когда иных доводов не хватает", — говорит Володина.

Фактическая и юридическая дискриминация

Часть положений Пакта остаются декларационными. Например, гарантирующие "одинаковую для всех возможность продвижения в работе на более высокие ступени "исключительно на основании трудового стажа и квалификации", а также право женщин на равные с мужчинами условия труда и плату за равный труд. В специальных рекомендациях Комитет ООН указывает на недопустимость не только юридической, но и фактической дискриминации. Тогда как на уровне Трудового кодекса РФ закрепляется запрет на работу женщин по ряду профессий, а многочисленные исследования подтверждают существование так называемого "стеклянного потолка" (невидимого барьера для продвижения по службе).

Российские власти рассматривают такие ограничения как "положительную дискриминацию" — предоставление дополнительных прав, учитывающих особенности женского организма. "С учётом конституционного принципа равенства всех перед законом, обеспечение которого гарантировано, в том числе и уголовным законом, необходимость разработки специального закона об обеспечении гендерного равенства или недискриминации по признаку пола отсутствует", — отмечается в официальном отчёте России перед ООН.

Не пожаловаться в ООН

В 2008 году Генеральная ассамблея ООН приняла Факультативный протокол, наделяющий Комитет по экономическим, социальным и культурным правам по существу судебными функциями. Он может рассматривать индивидуальные жалобы граждан на нарушения Пакта. Прежде чем обратиться в Комитет ООН, работник, считающий себя пострадавшим, должен исчерпать все внутригосударственные средства правовой защиты, то есть обратиться в национальный суд и пройти все инстанции (такая схема работает и при обращении в Европейский суд по правам человека). Установлен срок "исковой давности" — год со дня последнего решения суда.

Комитет вправе принимать "временные меры защиты" и проводить расследования, а стороны могут заключить "соглашение о дружественном урегулировании".

Этот протокол ратифицировали 45 стран (в их числе — Франция, Испания, Италия, Финляндия и др.). Россия факультативный протокол не ратифицировала. То есть считающие свои права нарушенными россияне не вправе жаловаться в ООН.

В то же время Верховный суд РФ отмечает, что российские суды при рассмотрении конкретных споров должны принимать во внимание "соображения, принятые Комитетом по результатам рассмотрения индивидуальных сообщений против третьих государств".

СПРАВКА MASHNEWS:

Ежемесячно российские суды рассматривают почти 13 тысяч исков о нарушении трудовых прав. 88% решений принимается в пользу работников.

Павел Нетупский для MASHNEWS

MASHNEWS