1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Поликлиники оштрафуют за опоздание с диагнозом

Москва изменила «расценки» на ошибки сотрудников больниц и поликлиник. Как рассказал «Известиям» заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, новые правила вводятся, чтобы стимулировать медицинские страховые компании следить за качеством лечения. Как пояснил директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский, медучреждения будут платить меньше за пропущенные запятые в документах, зато для них вводятся новые штрафы — к примеру, за не проведенное вовремя обследование и необоснованную госпитализацию. По словам экспертов, если система заработает в полную силу, из больниц исчезнет около 40% пациентов, для которых они сейчас выполняют функции санаториев или домов престарелых, нагрузка на поликлиники, напротив, значительно возрастет.

— Страховые компании должны прекратить штрафовать за ерунду, основными критериями для штрафов теперь является несвоевременная госпитализация для поликлиник и необоснованная госпитализация для больниц, — сказал вице-мэр. — Раньше страховые компании реально не проводили экспертизу качества медицинской помощи, а сейчас мы вынудили их ее проводить.

Как рассказал Владимир Зеленский, 12 медицинских страховых компаний, сотрудничающих с московским фондом ОМС, уже перешли на новые принципы работы. C ними были подписаны дополнительные соглашения к договорам. По его словам, ранее страховщики зарабатывали в основном на ошибках, которые медучреждения допустили при заполнении документов, теперь плата за них снижена.

— За неправильное оформление первичных медицинских документов, не позволяющее в полном объеме провести экспертизу, ранее удерживалось 50% от суммы счета, по новым правилам — 30%, — сказал Владимир Зеленский.

К примеру, тариф на госпитализацию сейчас составляет 26 тыс. рублей из средств фонда ОМС. Если пациенту проводится операция, назначались медикаменты, стоимость всего этого прибавляется к счету, который больница потом выставляет страховой компании. Таким образом, за одно пропущенное слово или другую ошибку в бумагах страховщик имел право недоплатить больнице как минимум 13 тыс. рублей, а сейчас — 8 тыс. рублей.

Плата за ряд других ошибок, напротив, увеличена. Чтобы зарабатывать, страховщикам придется искать именно их, полагают в фонде ОМС.

К примеру, ранее страховщик, если больница госпитализировала пациента без достаточных оснований, мог «удержать» у себя те же 50% от тарифа на госпитализацию, то есть 13 тыс. рублей. Между тем обнаружить такую ошибку труднее, и, таким образом, у страховщиков не было стимула реально разбираться в ситуации. Сейчас страховщик может в таком случае удержать 80% от тарифа, то есть 20 тыс. рублей. К тому же в придачу больница будет платить штраф в размере 23 тыс. рублей.

Если поликлиника своевременно не направила пациента на обследование или лечение в медучреждение более высокого уровня и в результате ему приходится дольше лежать в больнице, поликлиника платит штраф в размере 12 тыс. рублей. К тому же страховщик берет с нее сумму, которая составляет 70% от счета за лечение. По старым правилам санкции ограничивались тем, что страховщик мог взыскать 75% от суммы счета.

Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов полагает, что страховщики будут реагировать на «экономические джойстики» и искать те ошибки, которые стали дороже. По его мнению, если система заработает в полной мере, больницы могут опустеть на треть и даже более.

— Сегодня у нас 40% госпитализаций носят не медицинский, а социальный характер, — сказал эксперт. — Очень много пожилых пациентов с хроническими заболеваниями, которым нужно скорее в пансионат, дом отдыха, санаторий, под присмотр социального работника. Но инфраструктура санаториев и пансионатов, которая была в Советском Союзе, уже не так сильно развита. Поэтому бабушки и дедушки, хотя медицинские услуги им как таковые не нужны, хотят лечь в больницу. В направлении у них написан основной хронический диагноз — например, диабет или ишемическая болезнь сердца. Если новые правила будут работать, больницы всё меньше будут брать таких людей.

При этом работы у поликлиник, по словам эксперта, напротив, прибавится и они будут вынуждены оперативно направлять пациентов на обследования.

По мнению профессора кафедры управления и экономики здравоохранения Александра Линденбратена, поликлиникам не хватает ресурсов, чтобы работать по-настоящему качественно, и усиленный контроль сейчас вряд ли что-то изменит.

— В амбулаторном звене в Москве не хватает около 20% специалистов, — сказал он. — Если их нет, то к кому направлять на обследование? Чтобы чаще направлять на МРТ, нужно, чтобы аппарат МРТ работал по 23 часа в сутки, как за рубежом. Сами аппараты есть, но людей, которые будут работать с ними в несколько смен, пока нет.

По мнению эксперта, система поощрений за качественную работу является более эффективной, чем система наказаний за ошибки.

— Целесообразнее было бы доплачивать учреждениям за хорошую работу, — сказал он. — Если учреждение будет лишаться денег, велика вероятность, что оно попытается компенсировать это за счет пациентов, предлагая им заплатить за то, что они должны получать бесплатно.

Как писали «Известия», сейчас в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи составляет 30:70. В странах с эффективной системой здравоохранения пропорция обычно обратная, и, как ранее говорил «Известиям» Леонид Печатников,  Москва также будет к этому стремиться. При этом, поскольку сразу ситуацию не изменить, московские власти собираются оставить в больницах несколько сотен коек для пожилых людей, у которых нет острых заболеваний или обострения хронических, но которые «привыкли, что два раза в год на месяц нужно лечь в больницу, получить 10 капельниц и другие процедуры». Предполагается, что со временем часть врачей, которые сейчас работают в больницах, перейдут в поликлиники.

Известия