1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Доказать факт дискриминации при приеме на работу будет проще

Работодателей, которые отказывают соискателю в приеме на работу, могут обязать в течение недели предоставлять письменный ответ с указанием причины отказа. С такой бумагой потенциальным работникам будет проще доказать в суде факт дискриминации по возрасту, состоянию здоровья или национальности, получив при этом неплохую компенсацию. Между тем эксперты уверены, что кадровые службы с легкостью найдут способ, чтобы избежать ответственности.

Предложение о введении 7-дневного срока для работодателя говорится в законопроекте, внесенном накануне в Госдуму. Автор документа - депутат Дмитрий Савельев - пояснил, что в действующем Трудовом кодексе РФ уже существует норма, обязывающая работодателя предоставлять письменный отказ, но конкретных сроков не предусмотрено. "Эта норма является "мертвой", так как привлечь работодателя к ответственности в данный момент невозможно. Такое положение влечет за собой наличие разного рода злоупотреблений со стороны нанимателей, что недопустимо", - уверен он.

К примеру, некоторые работодатели стараются не брать на работу беременных женщин или пожилых людей, что явно является дискриминацией. Про ответ они зачастую "забывают", а без этой бумажки доказать в суде факт несправедливости невозможно. В связи с этим введение конкретного срока для официального ответа может стать дополнительной защитой трудовых прав.

Между тем, по мнению юристов, эта норма работать не будет. "Появление такого требования упростит доказывание факта дискриминации в суде, - уверен Сергей Саурин, руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав. - Но сам по себе письменный отказ - не панацея. Работодатели могут написать любую уважительную причину. И самый безобидный в этом случае вариант: "вакансия уже занята".

Но самих нанимателей тоже можно понять. Как рассказали нам в отделах кадров нескольких коммерческих компаний, зачастую кандидаты не подходят на вакантную должность не столько возрастом или состоянием здоровья, сколько своими личными качествами. "О том, как человек будет вести себя в коллективе и с клиентами, понятно уже на собеседовании, - рассказала нам кадровик одного из риелторских агентств. - Иногда попадаются совсем неадекватные персонажи" А больше всего работодатели боятся так называемых "профессиональных претендентов", которые зарабатывают на отказах работодателей. Если есть достаточно доказательств, они подают на компанию в суд и выигрывают неплохие деньги. Именно из-за них в Интернете появляется все больше советов для кадровиков типа "как отказать в приеме на работу так, чтобы не было суда".

Между тем случаев, когда работнику несправедливо дают "от ворот поворот" - десятки тысяч. Но до суда доходят единицы. К примеру, недавно москвич сумел доказать в суде факт дискриминации, имея на руках письменный отказ с формулировкой "по причине неславянской внешности". А перед этим пожилой бухгалтер из Воронежа сумел доказать, что его не приняли на работу из-за возраста. "Успешные дела с признанием дискриминации можно посчитать по пальцам, - признает Сергей Саурин. - Люди, которых не приняли на работу из-за возраста или пола, не всегда могут защитить свои права. К тому же размыто само понятие "дискриминация", каждый из судей понимает его по-своему".

Но бороться надо, уверен он. Хотя бы потому, что за действительно нарушение с нечестного работодателя можно получить неплохую моральную компенсацию - от 30 до 300 тысяч рублей.

Так если предлагаемая норма нежизнеспособна, что сделать для сокращения количества случаев дискриминации при приеме на работу? Некоторые эксперты уверены, что нужно ужесточить ответственность для работодателей, которые "забывают" об официальных отказах. А вот в Центре социально-трудовых прав считают, что необходимо упростить саму процедуру доказывания. "Сегодня суды, прокуратура, трудовая инспекция не принимают в качестве доказательств ни аудиозаписи, ни электронные письма, - пояснил Сергей Саурин. - Пока в этом плане не будет послаблений, работникам будет очень сложно отстоять свои права".

Российская газета