1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Поправки к польскому КЗоТу фактически отменили восьмичасовой рабочий день

В минувшую пятницу в Польше официально вступили в силу инициированные правительством поправки к Кодексу законов о труде, названные местными профсоюзами бесчеловечными. В этом важнейшем для трудящихся документе фактически отменен гарантированный и действующий с 1919 года восьмичасовой рабочий день.

СВЕРХУРОЧНЫЕ НЕ ЗАСЧИТАЮТ

С 23 августа в Польше действуют одиозные изменения, внесенные в КЗоТ с подачи правительства. Профсоюзы бьют тревогу: отныне трудовое законодательство позволяет работодателям устанавливать для сотрудников так называемый “гибкий график труда”. Указанное “новшество” власть имущие приняли без лишнего шума, избегая внимания собственных и мировых СМИ, и, что самое показательное, вообще без каких-либо консультаций с профорганизациями в рамках авторитетной Трехсторонней комиссии по общественным и экономическим вопросам. Факт вопиющий, поскольку комиссия создавалась еще в девяностые именно для консультаций профорганизаций с работодателями и руководством страны по самым важным и трудным вопросам.

В чем же заключается так называемый “гибкий график труда”? Теперь работодатели по своему желанию могут менять ежедневное время работы трудящихся. Скажем, вместо восьми положенных часов - поставить всех на 12-часовую вахту. До тех пор, пока администрация находит это выгодным. И никаких выплат за сверхурочный труд по итогам дня, недели, месяца... Теперь отработанные каждым тружеником сверхурочные часы будут считать по итогам всего года. Но работодатель может заставить трудягу работать как по двенадцать часов в день, так и, в другой раз, например, по шесть, а значит, общий годовой баланс может и не показать необходимость выплат за сверхурочный труд.

При этом, что немаловажно, в соответствии с новым законом профсоюзы фактически остаются не у дел, ведь от их несогласия уже мало что зависит. Почему? Дело в том, что правами профсоюзов правительство наделило и так называемые производственные советы, которые, как известно, являются инструментом хозяев предприятий. Нередко представители рабочих коллективов включаются в совет вообще без всяких выборов, просто назначаются дирекцией. Таким образом, если профсоюз не будет с чем-то согласен, решение в пользу предпринимателей подпишет упомянутый совет.

Кроме того, согласиться на “гибкий график труда” любой рабочий сможет независимо от колдоговора, заключенного профсоюзом от имени всего коллектива. Это приведет к тому, что при трудоустройстве новых работников хозяева смогут оказывать давление, требуя согласия на любые условия, даже если профсоюзы с ними не согласны. Надо ли говорить, что все это - очень серьезный удар по организациям, которые призваны защищать трудящихся?

Кое-кто пытается успокаивать профсоюзы, дескать, по новым правилам поляки все-таки не лишились 40-часовой рабочей недели, если считать за норматив общий годовой баланс отработанного времени. Но можно ли считать это достоинством? Вряд ли! Дело в том, что в Польше длительность рабочей недели в сорок часов уже давным-давно перестала быть нормой - поляки работают намного больше, и связано это с повсеместным использованием гражданско-правовых “мусорных договоров” вместо настоящих трудовых.

За долгие годы местные работодатели уже привыкли требовать от персонала сверхурочную работу, угрожая увольнениями и вопиющим образом нарушая предписания Трудового кодекса. Профсоюзы никогда не скрывали того факта, что добиться справедливости в таких ситуациях получалось крайне редко даже у самых влиятельных организаций. Власть и бизнес всегда отвечали одинаково: все делается в интересах ваших же рабочих, чтобы в кризис экономика оставалась конкурентоспособной.

Но профактивисты народ упрямый и не устают подчеркивать: от новых правил сильнее других пострадают определенные категории работников, особенно на заводах и фабриках. Работодатели могут загнать их в очень жесткие и неопределенные условия труда. Отсутствие гарантий по зарплате будет означать еще большее снижение размера вознаграждения, а худшее из внесенных в Трудовой кодекс изменений заключается в том, что если дирекция заставит сотрудника выполнить 12-месячную работу, например, за девять месяцев, то следующие три месяца, когда работник будет отсутствовать на работе, могут оплачиваться уже совсем по-другому. Ведь по новому закону в этот период работодатель будет обязан выплачивать лишь минимальную зарплату. Арифметика проста: за один и тот же объем рабочих часов работнику могут заплатить значительно меньше!

ПРОФСОЮЗНЫЙ ОТВЕТ

Так что же делать теперь профсоюзам, чем ответить? Как известно, три крупнейшие профорганизации страны, выступая против поправок к КЗоТу, уже приостановили участие в польской Трехсторонней комиссии и собираются продолжить борьбу, чтобы, в конечном счете, изменить невыгодное для тружеников законодательство. Каждая из проф-организаций уже представила план действий и предложила свой протестный проект.

Профсоюз “Солидарность” считает, что работодатели обязательно воспользуются новыми возможностями и будут шантажировать работников увольнениями, если те не согласятся на гибкий график труда. Хотя бы потому, что авторы закона не прописали в нем пункт, обязывающий предприятия выплачивать премии или компенсации за сверхурочные. В случае отказа работать до глубокой ночи люди лишатся работы, и хозяин предприятия обвинит в этом профорганизации. Поэтому “Солидарность” настаивает на том, чтобы в Трудовой кодекс была внесена поправка, позволяющая применять эластичный график труда и годовой расчет сверхурочных только на предприятиях, где действуют профорганизации. В этом случае рабочим, на сторону которых встанут сильные профсоюзы, будет намного легче отстоять свои права и выбить надбавку к зарплате по коллективному соглашению.

Не осталось в стороне и “Всепольское соглашение профсоюзов”. Оно тоже собирается добиваться от правительства социальной справедливости. Эксперты этой организации прекрасно понимают, что уповать на честность работодателей не приходится, а количество гражданско-правовых “мусорных договоров” в ближайшие годы будет только расти вопреки протестам. Посему они утверждают, что в данной ситуации необходимо как можно скорее принять закон о минимальной ставке оплаты труда в час, чтобы уравнять тех, кто работает без социальной защиты, и тех, кому посчастливилось заключить полноценный трудовой договор.

Минимальная месячная зарплата, по мнению профсоюза, должна составлять 50% от размера средней по стране. На сегодня средняя зарплата в Польше - 1200 долларов. Среднестатистический польский труженик работает в месяц около 170 часов, в связи с чем единая ставка оплаты труда в час должна составлять около 3,5 доллара. Но работодатель может попытаться обойти этот закон и навязать труженику договор подряда или какой-либо другой. В упреждение таких случаев “Всепольское соглашение профсоюзов” настаивает на обязательном указании в документе оценочного времени выполнения работы.

Свое направление борьбы готов предложить и “Форум профессиональных союзов Польши”. Юристы организации пришли к выводу, что принятые к Трудовому кодексу поправки не содержат однозначной трактовки, когда именно следует применять 12-месячный расчет сверхурочных. В законе прописана лишь рекомендация для работодателей, которым советуют делать подсчет не реже раза в четыре месяца. Но такие правила нарушают директиву 2003/88/EU Европейского парламента и Совета Европы от 4 ноября 2003 года, регулирующую организацию времени труда. Профсоюз намерен продолжать по этому вопросу борьбу в правовом поле уже по линии Евросоюза.

Что же дальше? Поскольку правительство и работодатели отказались от шанса достичь соглашения в ходе переговоров с профсоюзами, последние несколько недель назад учредили протестно-стачечный комитет, который уже 11 сентября станет координатором масштабной общепольской акции протеста. В ходе нее профсоюзы потребуют от правительства отменить названные выше поправки к КЗоТу, увеличить минимальную зарплату и ограничить в стране действие гражданско-правовых "мусорных договоров". Мало того, профсоюзы намереваются требовать изменений и некоторых положений Конституции Польши, касающихся организации и проведения референдумов. Как показала практика, даже сбор двух миллионов подписей не дает гарантий того, что власть назначит всенародное голосование по важным для народа вопросам. И на эту ситуацию профорганизации хотели бы повлиять...

"Солидарность"